3 июля 2017
Уважаемые коллеги!
В нашем Реабилитационном центре находятся дети с различными патологиями развития. В основном это дети с синдромом Дауна, РДА, ДЦП. Средний их возраст 5-6 лет.
С чего начать речевое развитие ребёнка? – стоял передо мной вопрос.
Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Основываясь на этих высказывания, мы: логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель; решили освоить сенсомоторную технологию.
Сенсо - чувство, моторика - движение.
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.
Задачи, которые решаются в процессе использования данной технологии:
• определить условия, наиболее благоприятные для развития речи ребенка;
• систематизировать реабилитационную работу по зрительно-двигательной и моторной координации;
• осуществлять реабилитацию осязания и мелкой моторики;
• способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.
Логоритмика – это одна из форм активной реабилитации.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются оздоровительные, реабилитационые, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К оздоровительным задачам относятся укрепление костно – мышечной системы, регуляция мышечного тонуса, повышение двигательной энергии всего организма.
К реабилитационным задачам относятся: преодоление речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела .
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку .
В логоритмической деятельности детей с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:
1. Развитие неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.
2. Развитие речи : создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания (сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы тесная связь движения с музыкой. Кроме того, использование логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных . Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, обогащает сенсорный опыт. Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается на наших индивидуальных занятиях и с воспитателями в группе. Это связано с особенностями детей : шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала высоки.
Конечная цель логоритмики – научить детей выполнять упражнения в полном объёме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой и речью.
Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?
Логоритмику проводят музыкальный руководитель, логопед, психолог, воспитатель. Все упражнения объеденены одной лексической темой, которая изучается в данное время.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально – двигательные, музыкально – дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием.
Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в пропевках, подбирает упражнения на развтие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.
Психолог контролирует психоэмоциональный настрой детей, дозирует нагрузки, вводит сюрпризные моменты в занятие, проводит релаксацию и рефлексию в конце занятия.
Воспитатель на логоритмике помогает организовать детей: следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо. В группе воспитатель повторяет упражнения , тексты песен, словесный материал к играм и т.д..
Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.
На своих индивидуальных занятиях я так же стараюсь применить все выше указанные виды работ, активно внедряю традиционные и нетрадиционные виды артикуляционной гимнастики, пробую внедрить элементы логопедического массажа, т.к. обучалась и на днях закончила «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» по теме “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых”.